Необходимость маркировки алкогольной продукции
Маркировка алкоголя необходима для осуществления контроля над соблюдением законодательства и повышения качества алкогольной продукции. Существующая на данный момент система учета оборота и перемещения алкоголя работает с 2006 года. Она реализуется при помощи специальных федеральных акцизных марок, информация с которых вносится в государственную систему ЕГАИС. Тем не менее в конце июля 2020 года Министерством промышленности и торговли РФ был предложен экспериментальный проект «RFID-метки на алкогольную продукцию», который призван уменьшить издержки и гарантировать максимальную безопасность товара.
Предложение Минпромторга по RFID-маркировке алкоголя
Суть проекта заключается в том, чтобы провести маркировку палет с алкоголем и непосредственно бутылок специальными федеральными акцизными марками с использованием RFID-меток, передающих информацию с помощью радиочастот.
RFID-метки – это устройства с антенной и микрочипом, необходимые для маркировки и беспроводной идентификации товаров. Метки хранят информацию о маркированном объекте – наименование, артикул, срок годности и т.п. Данные считываются RFID-сканерами на расстоянии до 300 м (в зависимости от выбранной модели) и хранятся в базе данных.
Инициатива внедрить RFID-маркировку исходит от Министерства промышленности и торговли РФ. В соответствии с данными Минпромторга, RFID-маркировка алкоголя способна снизить издержки, повысить степень контроля за палетами и бутылками и уменьшить риск подделки.
Решение Минфина по маркировке
В конце июля 2020 года инициатива была подвергнута критике со стороны Министерства финансов РФ. Причина кроется в технических сложностях, а также расходах, необходимых для ее реализации, и неизбежном взлете цен на спиртное. Минфин утверждает, что в применении меток с короткой дистанцией распространения сигнала (до 15 см) необходимости нет, так как сейчас вполне успешно реализуется схожая система считывания линейных штрих-кодов и QR-кодов. А метки, распространяющие радиосигнал на расстоянии более 15 см, не могут гарантировать оперативную считываемость всех находящихся в кузове машины единиц товара, поскольку их сигнал «гасится» жидкостью.
Однако по итогам совещания, проведенного у премьер-министра Михаила Мишустина 25 марта 2020 года, Минкпромторг представил правительству доклад с предложением провести экспериментальное внедрение системы. Проект признан перспективным, поскольку RFID-метки сложнее взломать и подделать – для этого требуется дорогостоящее оборудование и определенные навыки. Это означает, что в перспективе RFID-технология поможет повысить степень защиты алкогольной продукции.
По итогам совещания было подчеркнуто, что RFID-технология может стать аналогом штрих-кодирования (с целью сканирования информации для ЕГАИС), снизить издержки существующей системы и оптимизировать логистику.
Ожидаемые сроки осуществления проекта – с 1 января по 1 июля 2021 г. Он коснется не всех видов алкоголя – список будет представлен к 15 февраля 2021 г. RFID-метки на алкогольную продукцию будут наноситься ПАО «Микрон».