ЕГАИС для табака и табачной продукции
Изначально информационная система ЕГАИС была создана для государственного контроля алкогольного рынка. В ней собирают сведения о производстве и последующем движении продукции от изготовителя к конечному потребителю.
Благодаря использованию ЕГАИС Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка получает подробную информацию по любой товарной единице, находящейся в обороте. На сайте службы можно найти подробную актуальную статистику по объему и доле розничных продаж алкогольной продукции по ЕГАИС в разрезе субъектов РФ за каждый квартал, начиная с 2016 года. Заводы, оптовики и розничные магазины алкогольной и спиртосодержащей продукции работают в этой системе с 2015. К настоящему времени все, кто занимается производством и продажей алкоголя, должны быть зарегистрированы в системе ЕГАИС, иначе у них нет права законно реализовывать продукцию.
В 2017 году к учету алкоголя в тестовом режиме было решено присоединить производителей и продавцов лекарственных средств, а в 2018 году табачных изделий.
Все компании, работающие в единой государственной автоматизированной системе, должны выполнять следующие требования:
- Производители обязаны маркировать товары специальными уникальными штрих-кодами
- Оптовики и розничные магазины при приемке и последующей продаже продукции должны заносить уникальные коды в программу;
Пока требования к маркировке табачной продукции носят рекомендательный характер. Однако, с 1 марта 2019 года штрих-кодирование сигаретных пачек станет обязательным для производителей и импортеров табака.
Этапы внедрения ЕГАИС для сигарет
О подключение к ЕГАИС табака в новостях заговорили после форума общественной организации «Опора России» в 2017 году. Позже эти сведения официально подтвердили представители вице-премьера РФ И. Шувалова. 27 ноября 2017 было опубликовано постановление Правительства, в котором объявлялось о начале пробного подключения к системе ЕГАИС табака в 2018 году.
С января по декабрь 2018 года табачный проект проходил в пробном режиме. В это время производители и продавцы закупали нужное оборудование и учились продавать табачные изделия по новым требованиям ЕГАИС. Летом 2018 года Минпромторг подвел промежуточный итог эксперимента ЕГАИС табака и в новостях отчитался о результатах. За первые полгода заводы, принимавши
е добровольное участие в проекте, нанесли первые штрих-коды на пачки, в марте маркированный табак поступил на оптовые склады, а в апреле первая партия была продана через онлайн кассу розничного магазина.
Что было сделано в рамках пилотного проекта к концу 2018 года?
Каждый из участников торговой цепочки производства и продажи табака внес данные в информационную систему. Производитель получил, нанес и ввел уникальные коды DataMatrix, по которым в дальнейшем отгрузил через ЕГАИС сигареты оптовику, а он в свою очередь розничной сети.
Если для покупателя процесс продажи сигарет практически не изменился, то продавцу в момент продажи нужно дополнительно отсканировать еще один код. Сведения о пробитом товаре заносятся в кассовый чек и систему ЕГАИС:
- ОФД (оператор фискальных данных) направляет данные из чека о продаже в ЦРПТ.
- В течение 4-х часов после получения данных о продаже от ОФД оператор ЦРПТ заносит их в реестр. В ЕГАИС для табака последней новостью стало окончание пробного периода в декабре 2019 года. В рамках эксперимента заводы, оптовики и розничные магазины смогли протестировать систему, оценить ее преимущества и недостатки, внести предложения по улучшению процессов и определить ресурсную базу. По окончанию тестового период совместно с государственными органами подготовлены рекомендации по внесению поправок в нормативно-правовые документы.
Цели введения ЕГАИС на сигареты в 2019 году
Основная цель внедрения ЕГАИС для сигарет – это снижение количества нелегальной продукции на рынке. Большинство экспертов уверено, что обязательно внедрение ЕГАИС табака в 2019 дополнительно поможет:
Ресурсная база ЕГАИС для табака в 2019
Для корректной работы ЕГАИС всем участникам рынка потребуется закупить или обновить программное обеспечение и технику для нанесения и считывания двухмерных штрих-кодов. Каждому участнику потребуется оборудование:
- Производителям сигарет понадобится техника для серийного нанесения кода на пачки и блоки, принтер для печати этикеток.
- Оптовику потребуется сканер для распознавания двухмерных кодов, терминал сбора данных, принтер этикеток и цифровая подпись.
- Розничному продавцу нужен 2D сканер и терминал сбора данных.